Место действия: Корпоративный офис. 21-й век

— Скажите, пожалуйста, как выглядит ваш рабочий день?

— Я занят. Я очень занят. В среднем я работаю ежедневно над 12-ю проектами. Над каждым проектом я провожу 3 минуты 5 секунд, прежде чем переключиться на другой проект. Меня постоянно прерывают.  Мне приходят имейлы, мне постоянно звонят, в мою рабочую каморку постоянно кто-то заглядывает. Говорю вам, я занят. Мне нужно успеть проверить все дивайсы: компьютер, ноутбук, телефон, айфон, айпэд. В среднем я провожу на каждом из них 2 минуты 11 секунд, прежде чем переключиться на другой. На каждом из них открыто несколько окон. Каждый из них «пиликает», когда приходит новое сообщение. На каждое «пиликанье» я реагирую со скоростью света. Я тут. Я там. Я вездесущ!

Не верите? Да я даже не преувеличиваю. Все цифры взяты из исследования, проведенного в американских корпоративных офисах, занимающихся разработкой высоких технологий. В течение трёх дней ученые отслеживали поведение тридцати шести человек (менеджеров, финансовых аналитиков, программистов, руководителей проектов) и записывали их время пошагово. Все цифры, приведенные выше — именно оттуда, и меня, если честно, они привели в ужас. Да что вообще можно сделать с проектом за три минуты? О какой продуктивности может идти речь? Вот если меня каждые три минуты отвлекать, то я вообще ничего никогда не напишу. С другой стороны… ведь куда-то оно все двигается, прогресс имеет место быть, и все эти люди в конечном итоге что-то производят. Как вообще это возможно? Неужели человек медленно, но верно эволюционирует в сторону многозадачности (multitasking)?

P29

А теперь вопрос: можем ли мы на самом деле делать несколько дел одновременно? В общем-то это возможно, если одно из действий автоматизировано настолько, что не требует активизации нашего «думательного аппарата» — префронтальной коры. Например, мы можем идти и параллельно разговаривать. Или вести машину и параллельно слушать музыку. Или грызть семечки и параллельно читать книжку. Если же оба действия требуют нашего полноценного внимания, то тогда тут, скорее, идет речь о быстром переключении с одного действия на другое. То есть люди, которые называют себя «многозадачниками» (multitaskers), на самом деле просто умеют быстро переключаться с одного проекта на другой.  И мир наш сегодня устроен так, что многозадачность становится целью личностного развития. Люди с гордостью говорят на интервью при приеме на работу: «Я отлично умею делать несколько дел одновременно!». Как правило, начальникам это нравится. А вот если с гордостью сказать, что ты однозадачен, на тебя посмотрят, как на идиота. Я вот однажды сказала. И на меня посмотрели. Больше я такой ошибки не делала, конечно. Не всем же знать, что однозадачность – это также умение хорошо концентрироваться, не отвлекаться по мелочам  и погружаться в «поток». Вот можете вы себе представить писателя или художника в порыве творчества, которые каждые три минуты отвлекаются? Ну то есть только к ним заявилась Муза, а они ей с порога: «Ой, мне тут кое-что надо сделать. Ты тут постой, подожди немного, а я к тебе скоро вернусь! Главное – не уходи». Любая Муза обалдеет от такой наглости.

В общем, мне интересно, на какие эволюционные шаги нас толкает мир? Не потеряем ли мы способность погружаться с головой в любимую деятельность? Не станет ли ежеминутное «отвлекалово» частью нашего нормального функционирования? Вот, например, в исследовании, приведенном выше, выяснилось, что далеко не все «раздражители» приходят снаружи. Работники переключают сами себя не намного реже, чем это делают внешние факторы. То есть мало им звонков с телефона и пикающих сообщений из компьютера, они еще сами отвлекаются постоянно, чтобы, не дай бог, не соскучиться. Или они по-другому уже просто не могут?

И что же там с продуктивностью? Некоторые исследования показывают, что постоянное переключение внимания с одного задания на другое может привести к снижению продуктивности аж на 40%. Даже если сам процесс переключения занимает доли секунды, общее время, потраченное на выполнение задания, повышается, а также повышается возможность ошибки.

В последнее время в научной литературе появился термин «остатки внимания» (attention residue). Идея в том, что наши ресурсы внимания ограничены, и когда мы переключаемся с одной вещи на другую, какая-то часть внимания застревает на предыдущей стадии. Ну, например, сидите вы, пишете код, и тут к вам забегает сотрудник и начинает с пеной у рта что-то рассказывать. И вот вы даже оторвались от компьютера, внимательно на него смотрите (тщетно пытаясь понять, о чем он), а в голове у вас тем временем продолжает писаться… код. В общем, вы продолжаете думать о предыдущей своей деятельности, даже когда изо всех сил пытаетесь переключиться на что-то новое. В итоге вы так и не поняли, что именно вам рассказывал сотрудник, а переспрашивать вроде как неудобно. Вы полностью ни там и ни здесь. Получается, что вы нигде. Продуктивность страдает. И чем выше вы сидите на карьерной лестнице, тем чаще вам приходится переключаться с одного проекта на другой, и тем больше страдает ваша эффективность и повышается вероятность ошибки.

Интересно то, что идея «остатков внимания» таки привлекла внимание бизнес-кругов, и важность умения концентрироваться на одном объекте стала мало-помалу возвращаться в заголовки газет. На любителей повышенной производительности посыпались советы: выключайте электронную почту и телефоны, проверяйте их только в определенный промежуток времени, закрывайте дверь (если она у вас есть), работайте «блоками», не начинайте новый проект, пока не разделались с предыдущим и т.д. Кому интересны такого рода советы, можете посмотреть вот эту книжку: Cal Newport «Deep work: Rules for focused success in a distracted world».

В общем, получается, что герой нашего времени – вовсе не тот, кто может работать на десяти устройствах одновременно, а тот, кто может твердой рукой все эти устройства отодвинуть и сфокусироваться на одном предмете в мире «постоянных раздражителей»… А на самом деле, я очень рада, что все больше людей начинает интересоваться тем, как работает наше внимание и что на самом деле происходит с нашим мозгом в 21-м веке. И еще я как-нибудь обязательно напишу о том, какая связь существует между дефицитом внимания, которое диагностируют сегодня у каждого второго ребенка, и просмотром сегодняшнего телевидения.

(посещений 385 , сегодня 1 )